Преодоление болезни в зависимости от типов личности

 

Podolaty Main Ru

 

Когда заходит разговор о типах личности мы чаще всего рассуждаем так: «экстраверты – народ открытый, интроверты – закрытый. Первые – душки, вторые – печальные молчуны». Ну а дальше – делаем вывод: «если человек на позитиве, ему легче переносить все несчастья, включая болезни, в отличие от вечно грустных «Пьеро». Так-то оно так, но… Но вот только, как показывает жизнь, среди интровертов скептиков и мизантропов приблизительно столько же, сколько оптимистов и жизнелюбов среди экстравертов. Поэтому вывод, который как бы однозначно напрашивается после прочтения заголовка («ну конечно экстравертам легче!»), не совсем верный. Тогда кому все-таки легче? Давайте разбираться.

 

Легче преодолевать болезнь тому, кто, выражаясь образно, «способен выстроить новый дом на руинах»

 

Иными словами, кто, потеряв близкого человека, здоровье, часть своего тела (например, после ампутации или аварии), сможет выстроить свою жизнь заново. Кто способен это преодолеть и жить дальше. Хорошая новость в том, что каждый из нас, будь то экстраверт или интроверт, на это способен. Просто стратегия преодоления будет разной. И вот как раз она и зависит от нашего природного темперамента.  

В психологии есть такое понятие, как копинг-стратегии (от англ. «cope» – преодолевать).  Так называют те действия, которые совершает человек, чтобы справиться со стрессом. Это понятие ввел американский психолог Ричард Лазурус, предложив свою диагностику того, как мы решаем сложные ситуации. Если в обычной ситуации, когда у нас все под контролем, мы можем по-разному реагировать на что-либо, то в сильном стрессе – будем действовать так, как свойственно именно нам. Такой вот момент истины.

Несмотря на то, что все мы разные, наши естественные реакции на стресс более-менее одинаковые. Типичных – восемь. В той или иной ситуации они могут как навредить нам, так и помочь. И это важно учитывать, чтобы помощь разным типам личности при лечении рака была более эффективной.

 

8 сценариев защиты от стресса с учетом психотипа пациента могут как навредить ему, так и помочь

 

Конфронтация – противостояние сложившейся ситуации.

Чаще всего к ней склонны экстраверты.

Эта та самая злость, агрессия, которая, с одной стороны, не дает человеку пасть духом, заставляет действовать, воевать и побеждать конкретного врага. Но с другой (когда это серьезная болезнь, требующая длительного лечения) может только усугубить ситуацию. Агрессию сложно контролировать – она не дает мыслить трезво. А любое онкологическое заболевание требует тщательного продуманного плана действий и серьезных внутренних ресурсов, поскольку «война» может быть долгой.

 

Самоконтроль и стремление к подавлению эмоций

Чаще всего так действуют интроверты.

Умение держать себя в руках в разведке – отлично подойдет, но в ситуации, когда проявление эмоций – жизненно необходимо, может серьезно навредить. Когда очень тяжело, когда страшно и горько, это важно проговаривать. И в данном случае не важно кому – психологу, родным, другу, коллеге, случайному попутчику. Главное – не держать это все в себе.

 

Поиск социальной поддержки и единомышленников

Экстраверты к такой стратегии прибегают чаще.

В бизнесе такое поведение при частом его использовании может сформировать репутацию человека нерешительного, но в ситуации переживании горя, серьезного несчастья она самая верная.

 

Бегство от проблемы

Скорее всего свойственно и тем и другим в равной степени.

Наверное, самая бесполезная из всех и самая опасная. Хотя и у такого сценария есть небольшой плюс – хоть ненадолго, но он снижает эмоции в стрессе. Но в итоге проблема никуда не девается – становится хуже, а драгоценное время упущено.

 

Планирование решения проблемы

К таким действиям склонны больше интроверты.

Эта стратегия – самая верная в ситуации преодоления тяжелой, сложной, многоэтапной болезни. Когда решение построено не просто на энтузиазме и оптимизме, а на четком понимании ситуации, всех ее составляющих и последствий.

 

Положительная оценка или стремление видеть во всем хорошее

Ближе к поведению экстравертов.

Видеть во всем хорошее – прекрасная черта, когда от человека мало, что зависит. Но когда нужно действовать немедленно и адекватно, такой сценарий выглядит легкомысленно и может навредить.

 

Принятие ответственности

Могут проявлять как экстраверты, так и интроверты

Несмотря на то, что эту стратегию приписывают волевым и смелым людям, в ситуации, когда им поставлен серьезный диагноз, такое поведение может все усложнить. Брать на себя всю ответственность, никого не грузить своими переживаниями – тяжкое бремя даже для супергероя. Лечение онкологии – это всегда командная работа. Здесь важно разделять и боль, и ответственность.

 

Дистанцирование (решать проблему на расстоянии)

Свойственно обоим типам личности

Разумный выход, когда твой враг существует отдельно от тебя и при этом опасен настолько, что с ним лучше не связываться. Но точно лишен смысла, когда поставлен смертельно опасный диагноз.

 

Осознание чего-либо в себе – и есть та заветная кнопка, которая позволяет нам справляться с самим собой 

 

Несмотря на приписывание этих сценариев конкретному психотипу пациента, это разделение все-таки условно. На самом деле каждый из нас может использовать для своей защиты от стресса все эти варианты. Просто теперь, зная их плюсы и минусы, можно делать это осознанно. Ведь осознание чего-либо в себе и есть та заветная кнопка, которая позволяет нам справляться с самим собой, – укротить нашу природу. В общем-то цель нашего блога заключается именно в этом: знать и понимать, чтобы помочь себе и своему ребенку справляться с большими и малыми вызовами, которые подбрасывает жизнь.  

Когда мы знаем, как работает наша психика с учетом нашего темперамента, нам легче себя контролировать. Мы сможем действовать не спонтанно, а осознанно. Экстраверт уже не будет нестись без оглядки, а начнет сдерживать себя, понимая, что его действия разрушительны. А интроверт вынырнет из своей раковины и, наконец, заговорит, поскольку осознает пользу от этого.

 

Хорошо экстравертам они говорят, как дышат. А вот другим – не передать, как трудно

 

Своими эмоциями и чувствами можно и нужно делиться. Это нормально и это полезно. Об этом знают все. Но сказать одно, а вот сделать… Хорошо экстравертам они говорят, как дышат. А вот другим – не передать, как трудно. И от этого складывается впечатление, что экстраверту легче преодолеть болезнь, тогда как справиться с болезнью интроверту очень сложно. Но, повторюсь, что важнее всего не это, а способность наладить свою жизнь в тех условиях, которые есть.

Да, экстраверты открыты и могут легко делиться своими переживаниями, но в то же время они сильнее поддаются панике. И если сравнивать их с бегунами, то они больше спринтеры.  Поэтому им ни в коем случае нельзя говорить о длительности лечения – их запала может не хватить. Их нужно время от времени мотивировать, ставить все и новые и новые цели.

 

Интроверты терпеливы и более готовы к «бегу на длинную дистанцию»

 

В отличие от экстравертов интроверты неторопливы, осторожны и в силу своей природы в состоянии пережить самый серьезный психологический стресс и не пасть духом. Они терпеливы и более готовы к «бегу на длинную дистанцию». Правда, их гораздо сложнее настроить на лечение, вызвать на разговор, завоевать доверие, но если все-таки это сделать, то усилия окупятся сторицей – из них получаются самые сознательные пациенты. 

 

Чтобы разговорить ребенка, родители должны сами разговориться

 

Понимая тип и темперамент своего сына или дочери, родители уже не так будут сокрушаться по поводу своего «проблемного ребенка», а начнут искать к нему подход. И для этого первыми заговорят с ним. При этом не дежурными фразами, а начнут рассказывать истории о себе. Откровенно, искренне, тем самым показывая пример, как это делается. Темы? Обо всем, что их тревожит, о мечтах, любимых играх, о друзьях, первом путешествии на море, любимой сказке в детстве…Да мало ли! Дети – наши зеркала – они обязательно отзеркалят нас. И уже в следующий раз вместо привычных «да, нет, нормально» можно услышать от них что-нибудь более доверительное.

Делиться своими чувствами со своим ребенком – особенно ценно. Причем не только приятными. Таким образом ребенок начинает понимать, что грустить можно вслух, что иногда можно и пожаловаться и что свои слезы, печаль и даже свою злость можно объяснить другому человеку и никто его за это не осудит.

А еще в этот сложный период важно, чтобы дети продолжали мечтать, строить планы на будущее. Пусть не на далекое – на ближайшее: что приготовим на обед, какую книгу выберем на вечер для чтения, какой игре обучимся завтра, какой сюрприз устроим друзьям, которые придут на выходные… Таким образом ребенок будет чувствовать, что живет, ведь он может планировать и контролировать свою жизнь. И это придает ему сил. Ему становится интересно жить не только внутри себя, но и «снаружи».

 

Контакт с ребенком должен быть постоянным. Тренировке поддается все, включая умение вести разговор. Главное – регулярность

 

Установив контакт с сыном или дочерью, следующей родительской задачей становится – удержать их доверие. В противном случае – вернуть его будет в сто раз сложнее.

Например, категорически нельзя сравнивать одного ребенка с другим. И тем более табу – делиться с кем-то посторонним тем, что вам доверил ваш ребенок. Однажды, случайно увидев, как вы, улыбаясь, его цитируете, он закроется от вас надолго. И никакие оправдания, что «это было любя», не помогут. Для него это демонстрация того, что все, что он говорил – несерьезно, смешно. Одним словом, это – предательство.

 

Холерики – первые кандидаты на выгорание

 

В отличие от флегматиков-интровертов, холерики-экстраверты быстро говорят, быстро думают, быстро двигаются и также скоропалительно принимают решение. Они легко зажигаются и если уже начали куда-то бежать, то бегут до конца, в процессе отдавая все.  Они первые кандидаты на выгорание. Им сложно остановится и принять все, как есть. 

Родителям «останавливать» такого ребенка нужно также, как раскачивать флегматика, то есть говорить с ним, делясь своим опытом. Ведь зачастую активные и разговорчивые дети рождаются у родителей – холериков, а значит у них есть что рассказать о своих «набитых шишках». И вообще говорить с ребенком о своих ошибках – очень действенный инструмент, как для установления контакта, так и для живого примера на предмет, «как легко потерять друзей, если сначала делаешь, а потому думаешь».

 

Чтобы быть уверенным, какой тип темперамента у ребенка наиболее проявленный, можно пройти с ним тест Айзенка.

 

Такой тест глобально не повлияет на процесс лечения, но может объяснить поведение ребенка, предвидеть его реакцию на ту или иную ситуацию. Благодаря этому тесту вопросы-претензии типа «почему ты молчишь/много говоришь» отпадут сами собой. И родителям будет легче принимать своего ребенка со всеми его «заморочками». Ведь самая главная помощь, которую могут оказать родители своим больным детям – это полное принятие всего, что с ними в этот период происходит. Независимо от того, экстраверты они или интроверты, они могут капризничать, плакать, злиться. И в такие моменты им особенно важно слышать от родным им людей: «Мы понимаем тебя и очень любим».

На сегодняшний день в анкете пациента не предусмотрена графа «тип темперамента». То есть формально психотип в работе с онкобольными не учитывается. Скорее всего пока. Ведь польза очевидна. Предвидя, реакцию пациента на лечение, врачу будет легче установить с ним крепкий союз, при котором преодолевать болезнь будет действительно легче.

Читать ещё