«Боюсь, что рак вернется»
Ремиссия не всегда приносит долгожданное успокоение. Бывает так, что несмотря на победу над раком, страх никуда не девается. И даже усиливается. Страх, что болезнь обязательно вернется. И связан он чаще всего с родителями, а не с детьми, которые, как правило, не так просто, но все же быстрее адаптируются к новым обстоятельствам.
Мамы, пережившие длительное и мучительное лечение своих детей, часто просто не в состоянии принять новую реальность о том, что все позади. «Слишком хорошо, чтобы быть правдой», – думают они, настраиваясь на самое худшее. Жизнь такой мамы состоит из сплошного тревожного ожидания и удесятеренной опеки над своим ребенком, что в конце концов делает его жизнь безрадостной и такой же стрессовой. Его жизнь под пристальным вниманием матери, с ее бесконечными «нельзя» становится настоящим пленом. Как вырваться из него? Как побороть страх рецидива рака у своего ребенка и, наконец, начать жить новую жизнь. Жизнь, свободную от рака.
«Не верю!»
Дети не перестают быть детьми, даже когда болеют раком. И даже в самых тяжелых условиях, они находят возможность для игры, радости и дружбы. Для них игра – это и есть жизнь. Поэтому, когда наступает долгожданное выздоровление, они не выбрасывают из памяти свои больничные воспоминания. Ведь там остались их друзья и доктора, к которым они успели привязаться… Чего не скажешь о взрослых, которые, наоборот, стараются поскорее забыть этот ужас. И до такой степени стараются это сделать, что запрещают себе и другим даже заикаться об этом, произносить само слово, становятся суеверными, боясь сглазить, чтобы не дай Бог этот ад не повторился.
Ключевое здесь – «постоянном». Это главное отличие от страха рационального, то есть вполне объяснимого. Например, связанного с ожиданием результатов анализов на очередной проверке. Это нормально бояться короткий период времени – ровно до того момента, как маркеры покажут отрицательный результат по всем показателям. Как не тревожиться после всего пережитого?! Но после такой проверки, как правило, страх уходит, и можно спокойно идти в ближайшую кафешку, чтобы отметить замечательную новость.
Это нормально – бояться короткий период времени
В противном случае, когда хорошие анализы не радуют и даже пугают, это уже «звоночек» страха иного рода – иррационального: «Я не верю… Они просто что-то пропустили…Плохое оборудование… Нужно пересдать в другой лаборатории…». Но облегчения не приносит ни вторая, ни третья попытка. И это уже серьезно. От такого страха нужно избавляться и как можно скорее, чтобы однажды он не превратился в серьезную психологическую травму, при которой преодолеть страх рецидива болезни самостоятельно будет уже очень сложно.
Когда хорошие анализы не радуют и даже пугают, это уже «звоночек» страха иного рода – иррационального
И хотя научно не доказано, что болезнь можно надумать, здоровой жизнь в таких условиях тоже не назовешь. Вся она сводится ко всем этим проверкам-перепроверкам, разговорам только о болезни или, наоборот, – ее паталогическому замалчиванию, а это те же переживания, но только внутри. Что еще хуже.
Мало, кто из окружающих выдержит общение с таким человеком. В итоге он оказывается в одиночестве. Один на один со своим страхом рецидива рака. Что в ситуации, когда приходится можно сказать заново выстраивать свою жизнь, только усугубит положение.
Где рождается страх
Парадоксально, но в современном мире страх чаще всего вызывают не реальные случаи опасности, а внутренние, надуманные, переживания. Но при этом на мозг они воздействуют как «настоящие». Итог один – стресс. Хорошо, если он временный. Наш организм так устроен, что может с ним легко справится. А вот если гормоны стресса вырабатываются нон-стоп, то это уже может нанести реальный вред.
Любой страх, включая страх рецидива при онкологии, рождается в амигдале – миндалевидной области мозга, играющей ключевую роль в формировании эмоций, в частности страха, принятии решений, эмоциональных реакций и памяти. Как она работает?
Если гормоны стресса вырабатываются нон-стоп, то это может нанести реальный вред
Часто родители, потерявшие своих детей, не хотят жить в том районе, где жили раньше. Они уверены, если они пройдут через детский садик, куда водили ребенка, у них просто разорвется сердце. Но так «говорит» амигдала. А на самом деле, если однажды они все же решатся пройти этим путем, они убедятся, что в состоянии справиться с этим. И чем чаще они будут это делать, тем меньший страх при этом будут испытывать. Так это работает. Правда, при одном условии: если человек идет на это осознанно, буквально берет свой страх в свои руки.
Мы – хозяева всей этой системы. Нам и решать.
Амигдала «видит» опасность и сигнализирует нам: «Не ходи туда. Будет плохо». Мы приходим в волнение, у нас холодеют руки, ноги, голова – следствие вбрасывания в кровь гормонов стресса – кортизола. Наступает момент выбора: идти дальше или нет. Мы – хозяева всей этой системы, а значит нам, а не миндалевидному телу, в конце концов, и решать. Спасибо амигдале, конечно, за заботу, но…черт возьми – я решаю!
Как перепрограммировать мозг на «Я не боюсь!»
Есть замечательная книга нейрофизиолога Джона Ардона на эту тему – «Укрощение амигдалы и другие инструменты тренировки мозга». В ней очень толково рассказывается, как работает наш мозг, что он по своей природе нейропластичен, а потому можно перепрограммировать целые его области, чтобы преодолеть стрессы и чувствовать себя счастливым. Автор делится упражнениями, как улучшить настроение, крепко спать по ночам, избавиться от тревоги, в том числе связанной со страхом рецидива рака.
Куда внимание – туда энергия
По методике Ардона, чтобы запустить перепрограммирование мозга, необходимо сперва сконцентрироваться. Куда внимание – туда энергия. При фокусировке на какой-то новой информации, действии или предмете, вы подаете мозгу сигнал, что нужно обратить на это внимание. Затем необходимо сделать усилие, чтобы начали формироваться новые нейронные связи. Иными словами – новые привычка. После того, как действие становится привычным, можно расслабиться. Но, чтобы при этом, все опять не вернулось на круги своя, важно стремиться практиковать усвоенное каждый день.
Пройдя эти четыре шага, в мозгу выработаются новые нейронные связи. То, что происходит можно сравнить с новой тропой, которую вы прокладываете в джунглях. Благодаря чему в пункт назначения (например, преодоление страха рецидива болезни) сможете добираться без препятствий: легче и быстрее. Важное условие – не дать тропе снова зарасти.
Таким образом, каждый раз чувствуя приближение страха, важно осознать это и сделать усилие над собой, чтобы его подавить. Например, вместо того, чтобы, как подсказывает амигдала, пойти в обход больницы, где проходило лечение ребенка, пойти именно по той, привычной, дороге. И если в первый раз будет сложно (но вполне осуществимо), то во второй, третий – намного легче. Чем дольше избегать того, что вызывает страх, тем сильнее он становится. Кстати, именно по этой причине психологи рекомендуют попавшему в аварию водителю после восстановления как можно скорее сесть за руль.
Важно только помнить, что свое стремление преодолевать страх нужно продолжать контролировать, чтобы появившиеся нейронные связи не исчезли
Как побороть страх рецидива рака
Преодолеть страх рецидива болезни можно, как и любой другой страх. И вот с помощью чего.
Дышать
Умение вовремя расслабится с помощью дыхания – навык, который может очень пригодится в стрессовой ситуации. Многие его, к сожалению, игнорируют из-за его…простоты. Стереотипно думая, что эффективное должно быть сложным. А это далеко не так.
При первых же приступах страха, начинайте дышать по тактам: четыре на вдох, четыре – на задержку дыхания, четыре – на выдох, и станет легче.
В состоянии страха кровь приливает к внутренним органам, чтобы их защитить, а внешние остаются без защиты. Поэтому наши движения становятся скованными, мы замираем, голова начинает плохо соображать. Глубокое дыхание помогает разогнать кровь по всему телу, и мы «оживаем».
Переключаться
Еще один способ – «метод Штирлица» – заключается в переключении эмоциональной части правого полушария на рациональную. Помните, как разведчик выкладывал из спичек разных зверушек? Но, чтобы успокоиться, достаточно просто вспомнить таблицу умножения: 2 на 2 = 4, 3 на 3 = 9, 5 на 5 = 25 и т.д. пока не почувствуете, что страх отпустил.
Делать
Мозг устроен таким образом, что мы не можем думать о двух вещах одновременно. Переключая свое внимание на что-то, мы на время забываем о своих тревогах и страхах. Поэтому так важно себя чем-то занять. Но не с целью отвлечься, а с целью полноценно жить, когда то, что ты делаешь, занимает твои мысли, твое время, принося при этом успокоение и радость. Дело остается за «малым» – найти ответ на вопрос: «На какое дело я готов тратить свою жизнь?» Ответить на него не всегда просто. Хотя в одном можно быть уверенным наверняка: «Точно не на то, что не люблю и не хочу».
Контролировать
Одна из новых привычек, которое очень легко усвоило человечество, это скороллинг соцсетей. Просматривая гигабайты самой разной информации, наш мозг невольно цепляется за то, что нас тревожит, что подпитывает наш страх, а не борется с ним. Более того, когда по какому-то чуду, он не находит то, что мы ищем, мы начинаем чувствовать, что нам чего-то не достает. Не замечали? В итоге будем скроллить до тех пор, пока не получим свою порцию тревоги на день.
Зная о такой ловушке нашего мозга, можно сознательно концентрировать свое внимание на том, как преодолеть страх рецидива болезни, а не подпитывать его: какие техники релаксации попрактиковать, как найти занятия по душе, куда выбраться с семьей на выходных…
Жить
Находясь все время в тревоге за своего ребенка, в постоянном страхе рецидива рака у него, мама забывает о себе. Иногда бесповоротно и окончательно. «Некогда мне сейчас думать о себе, ребенок – это единственно, что важно», – так она рассуждает, игнорируя тревожные сигналы о состоянии своего здоровья. Мама, приносящая себя в жертву, точно не сделает своего ребенка счастливым. Более того, если вовремя себя не остановит, она может оставить его без себя. И такое тоже случается.
С другой стороны, не думая о себе, нельзя научить заботиться о себе и своего ребенка. Это все равно, что рассказывать ему о вреде курения, затягиваясь сигаретой…
У психолога Анны Дзодзюк есть взрослая дочь. У нее синдром Дауна. Но это не мешает ей сниматься в рекламе, танцевать и быть счастливой. И все благодаря маме, которая сорок лет назад, когда дочь только родилась, проигнорировала свою амигдалу и вместе с ней советы своих родственников, уговаривавших ее оставить любимую работу и посвятить свою жизнь только уходу за ребенком. По сути, забыть о себе.
Найдите возможность жить не только жизнью своего ребенка, но и своей. Поверьте, это возможно
Возможно, она бы так и сделала, но благо нашелся мудрый педиатр, у которой была другая точка зрения: «Дети любят, когда родители живут, а не жертвуют. Занимаются любимой работой. Любят, когда мама с маникюром, прической, в красивом платье и улыбается. Вы хотите свою девочку лишить всего этого?! Найдите возможность жить не только жизнью своего ребенка, но и своей. Поверьте, это возможно. И это единственное условие, при котором ваша дочь может вырасти счастливой, несмотря ни на что».
Лучшего и не посоветуешь.